Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Рабочая программа коррекционного курса
"Альтернативная коммуникация"

Задонская Ольга Геннадьевна
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся 1-4  класса является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ОО с УО (И/Н).
Цель: создание условий для целенаправленного формирования и развития способов коммуникации воспитанника в возможном для него диапазоне с использованием доступных альтернативных средств коммуникации.
Воспитательная цель – социальная адаптация обучающихся, проявляющаяся:
  • в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе социально значимых знаний;
  • в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
  • в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Задачи:
Образовательные:
  • формировать у детей потребность в общении с ближайшим окружением;
  • обучать вступать во взаимодействие с помощью речевых и неречевых средств;
  • овладение способами сопоставления объектов  и действий с их жестовым, предметно-символьным и картинно-символьным обозначением.
  • развивать коммуникативную функцию речи;
  • создание благоприятного эмоционального фона, стимулирование положительных эмоций.
Коррекционно-развивающие задачи:
  • стимуляция и развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия;
  • коррекция психических процессов;
  • обогащение словарного запаса в процессе занятий.
Воспитательные задачи:
  • воспитание интереса, мотивации к занятиям;
  • воспитание навыков правильного поведения на занятиях;
  • формировать эмоциональный отклик на общение со взрослыми и сверстниками
Воспитательная цель – социальная адаптация школьников, проявляющаяся:
  • -в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе социально значимых знаний;
  • -в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
  • -в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
  Содержание программы коррекционного курса «Сенсорное развитие» для обучающихся 4 «Д» класса разработано на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Место предмета в учебном процессе
Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 439 и календарным учебным графиком на 2022-2023 учебный год рассчитана на 2 часа в неделю (исходя из 34 недель в году).
Учебный план
Предметные области Учебные предметы
Класс
Количество часов в неделю Всего
I(доп) I II III IV  
I. Обязательная часть
1. Язык и речевая практика Речь и альтернативная коммуникация 3 3 3 2 2 13
2. Математика Математические представления 2 2 2 2 2 10
3. Окружающий мир Окружающий природный мир 2 2 2 2 2 10
Человек 3 3 3 2 2 13
Домоводство       3 3 6
Окружающий социальный мир 1 1 1 2 2 7
4. Искусство Музыка и движение 2 2 2 2 2 10
Изобразительная деятельность 3 3 3 3 3 15
5. Физическая культура Адаптивная физкультура 2 2 2 2 2 10
6. Коррекционно-развивающие занятия 2 2 2 2 2 10
Итого 20 20 20 22 22 104
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) 20 20 20 22 22 104
II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Коррекционные курсы I(доп) I II III IV Всего
Сенсорное развитие 3 3 3 3 3 15
Предметно-практические действия 3 3 3 3 3 15
Двигательное развитие 2 2 2 2 2 10
Альтернативная коммуникация 2 2 2 2 2 10
Итого коррекционные курсы 10 10 10 10 10 50
Внеурочная деятельность 6 6 6 6 6 30
Всего к финансированию 36 36 36 38 38 184
 
 
Используемые технологии обучения:
  • технологии развивающего обучения;
  • коррекционно-развивающие;
  • игровые;
  • технологии личностно–ориентированного обучения;
  • информационно-коммуникационные;
  • здоровьесберегающие технологии.
Формы организации учебного процесса
Ведущей формой организации учебного процесса коррекционных курсов «Альтернативная коммуникация» и основной формой обучения является занятие. Занятия по альтернативной коммуникации являются подготовительными, предшествующими более глубокому и детальному изучению ряда предметов учебного плана адаптированной основной общеобразовательной программы.
1. Формы обучения (подгрупповое занятие, индивидуальное занятие):
  • изучения нового материала;
  • закрепления знаний, умений и навыков;
  • комбинированное занятие;
  • повторения и обобщения;
  • игра;
  • практическое занятие;
  • элементарная учебная деятельность.
2. Методы и приемы обучения (общеучебные):
  • методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности:
  • методы формирования интереса к учению,
  • создание ситуации занимательности, ситуаций успеха, использование познавательных игр;
  • словесные – рассказ, объяснение, беседа (используются частично, применяется только в сочетании с наглядным и практическим методами);
  • наглядные – показ, иллюстрация, демонстрация, с использованием ИКТ;
  • практические методы – практические упражнения; упражнения с жестами (естественные и специальные жесты); упражнения с предметно-символьными и картинно-символьными материалами; упражнения с коммуникативной кнопкой, коммуникатором, планшетом; упражнения со словами и т. п.
  • игровые: проигрывание различных ситуаций общения; дидактические игры; сюжетные игры с предметами; игры с образными игрушками; сюжетно-ролевые игры; игры-драматизации.
Дети легче учатся коммуникации, если с ее помощью могут добиться в повседневной жизни вещей или действий, которые представляют для них действительную мотивацию:
  • метод «интенсивного взаимодействия» (Д. Хьюэтт) – способ коммуникации и более совместного «проживания», присутствия с людьми, находящимися на довербальной стадии развития.
  • метод «сопровождающего обучения» – использование повседневных естественно возникающих ситуаций в процессе обучения, осуществляющегося с учетом личных интересов и потребностей ребенка (E.G. Carr);
  • использование системы подкреплений (O.I. Lovaas);
Основными методами реализации программы коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» являются естественные методы обучения, к которым относятся:
Адаптированная речь:
  • озвучивание предполагаемых намерения и чувств;
  • язык, который приспособленный к предполагаемому речевому пониманию ребенка;
  • медленное, четкое проговаривание короткими предложениями;
  • паузы для возможности выразить ребенком свои мысли.
Наблюдение за направлением внимания ребенка и определение, что из этого следует. И как результат – переход к совместному вниманию.
Поддержка высказывания: восприятие попыток высказывания как осознанных.
Предоставление возможности управлять процессом общения самому:
  • гиперреагирование на малейшие коммуникативные попытки ученика;
  • продолжение темы, которую начал ребенок.
  • задавание вопросов по этой теме или дополнение ее другими аспектами.
Синхронная коммуникация:
  • имитация своих коммуникативных партнеров;
  • дополнительное выражение отдельных понятий выбранными методами коммуникации с опорой.
Приемы обучения: упражнения для сенсорной стимуляции; имитационные упражнения; упражнения на развитие слухового и зрительного внимания упражнения на соотнесение жестов, тактильно воспринимаемых и графических символов; упражнения на понимание элементарных причинно-следственных зависимостей; моделирование ситуаций коммуникации; «чтение» и «письмо» с помощью символов; дидактические игры.
Используются следующие стратегии обучения коммуникации[1]:
«Наблюдай, жди, реагируй»; «Реагирование на привычное поведение»; «Исполнение желаний»; «Создание необходимости выбора»; «Что-то не так»; «Построй и нарушь цепочку»; «Прерывание действия»; «Чего-то не хватает».
В качестве средств альтернативной дополнительной коммуникации с доказанной эффективностью используются[2]:
Жестовый язык. Эффективен на всех уровнях экспрессии воспитанника. Позволяет оперативно реагировать на коммуникативные сигналы и сообщения воспитанника.
Коммуникативные доски[3]. Используются в режиме дня (календарь, расписание). Ограничения при выраженных двигательных нарушениях.
Коммуникативные альбомы / папки и планшеты / таблицы. Карточки-подсказки (визуальные инструкции). Используются в режиме дня и на занятиях в группе и со специалистами.
Социальные истории. Вводятся и усложняются по мере освоения ребенком альтернативных и дополнительных средств. Способствует расширению коммуникативного словаря, нормализации эмоционального состояния и поведения воспитанников, их социальной адаптации.
Коммуникаторы (коммуникативные устройства с синтезатором речи): коммуникативные кнопки на одно сообщение, GOTALK - 4+, GOTALK - 9+, GOTALK - 20+, говорящие коммуникативные альбомы, мультимедийное интерактивное оборудование.
Элементарными коммуникативными приспособлениями служат: календарь, «визуальное расписание» с ящиком (конвертом) выполненных дел; тематическая коммуникативная доска («доска выбора»), коммуникативная книга с полоской для составления предложения; фотоальбом, «Я — книга», «Книга моих предпочтений», «Коммуникативный паспорт ребенка», «Говорящая кнопка», коммуникатор «Go-Talk».
Примерный лексический минимум жестов и графических символов, список утверждений и просьб, используемых детьми на этапе двухсловной «комбинированной фразы» и техника их выполнения условны и заимствованы из дидактических разработок. Ребенок может применять собственные жестовые обозначения, понятные узкому кругу его собеседников и подлежащие документированию.
В процессе обучения необходимо соблюдать следующие требования и правила:
  • сохранение правильной последовательности введения изучаемых символов;
  • активизация соответствующего репертуара коммуникативного поведения параллельно с формированием понимания значений символов;
  • соблюдение очередности действий взрослого и ребенка;
  • актуализация сформированных коммуникативных навыков в ситуациях общения;
  • реализация возможности немедленного применения изученных символов в случае необходимости;
  • интерпретация любых коммуникативных сигналов со стороны ребенка как высказывания в диалоге, за которым следует комментарий взрослого;
  • отношение к ребенку как к партнеру по коммуникации;
  • изменение формы адресованных ему обращений (не приказы типа «Покажи яблоко», а вопросы типа «Где яблоко?»);
  • создание ощущения необходимости в коммуникации путем привлечения высоко мотивирующих объектов,
  • организация ближайшего окружения, активизирующего потребность и необходимость в коммуникации;
  • включенность обучения в повседневную жизнь;
  • избегание искусственно моделируемых, не мотивирующих ситуаций общения, формирование коммуникативных навыков в контексте режимных моментов;
  • уважение потребностей и интересов ребенка; отклик на его случайные действия как если бы они были осознанными коммуникативными;
Процесс обучения использованию символов должен быть многомодальным и вариативным:
  • вербальные и невербальные средства должны взаимодействовать, гармонично дополняя друг друга;
  • обучение коммуникации не ограничивается овладением каким-либо одним средством общения, а предусматривает, одновременное предъявление предмета (картинки), жеста и слова;
  • содержание первых графических символов, так же как при обычном усвоении речи, полисемантично (например «чашка» — это и сам предмет, и желание пить);
  • смена ситуаций общения происходит путем использования различных стратегий обучения, смены коммуникативного партнера.
3. Виды деятельности обучающихся на занятии:
  • наблюдение;
  • выполнение задания с полной физической поддержкой, (учитель полностью управляет процессом) или сопряженно, с появлением отдельных эпизодов начальной самостоятельной деятельности, с активным привлечением внимания ученика к предмету деятельности;
  • деятельность по подражанию, по последовательной инструкции, по образцу, под контролем при постоянной помощи педагога, под выборочным, частичным контролем, опираясь на алгоритм действий: двигательные, аудиально-визуальные (слушание, показ);
  • деятельность с привлечением внимания ученика к предмету деятельности.
Практическая деятельность включает оперирование различными предметами и дидактическими игрушками, предметно-символьными и картинно-символьными средствами АДК, обыгрывание разного рода действий с использованием реальных предметов и их аналогов, средств АДК.
Формы текущего контроля успеваемости:
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации.
В конце четверти проводятся обобщающие уроки промежуточная аттестация, а в конце года – итоговая аттестация.
При обучении детей с умеренной умственной отсталостью рекомендуется безоценочная система обучения. Результаты аттестации заносятся в классный журнал (усвоил, частично усвоил, не аттестован). По итогам 1 и 2 полугодий проводится диагностика уровня усвоения программного материала обучающимися. Данные диагностики заносятся в таблицу и служат показателями динамики обучения, позволяет оценить зону актуального развития обучающегося, выстроить индивидуальный маршрут коррекции.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения программы и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Мониторинг зоны актуального развития обучающихся необходим для построения и уточнения индивидуального маршрута коррекции, определения ЗБР.
В конце учебного года составляется психолого-педагогическая характеристика на обучающегося, оформляется портфолио с образцами продуктивной деятельности, фотоматериалами.
При определении уровня развития ученика оценивается качественное содержание доступных ему действий. Как наиболее значимые в «Программе» выделяются следующие уровни осуществления деятельности:
  • выполняет задание с полной физической поддержкой, (учитель полностью управляет процессом);
  • выполняет задание «рука в руке» совместно, с появлением отдельных эпизодов начальной самостоятельной деятельности;
  • выполняет под контролем при постоянной помощи педагога;
  • выполняет под выборочным, частичным контролем, опираясь на алгоритм действий;
  • выполняет самостоятельно.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
«Альтернативная коммуникация»:
Личностные результаты
  • элементарная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;
  • проявлять познавательный интерес;
  • проявлять и выражать свои эмоции;
  • коммуникативными средствами обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
  • участвовать в совместной деятельности;
  • формирование положительных стереотипов поведения;
  • проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на занятии.
Предметные результаты (предполагаемые)
  • «читать» жесты;
  • осмысливать простые изображения;
  • показывать персонажей коротких произведений и передавать их характерные особенности;
  • использовать систему знаков в социальном окружении;
  • устанавливать связь между реальным предметом и его графическим изображением;
  • выбирать нужную пиктограмму из серии предложенных;
  • выбирать нужный предмет из серии предложенных;
  • эмоционально реагировать на лицо взрослого, узнавать;
  • различать тихую и громкую речь;
  • слушать и узнавать разнообразные звуки.
Регулятивные учебные действия
  • умение входить и выходить из учебного помещения со звонком.
  • умение ориентироваться в пространстве класса (учебного помещения).
  • умение пользоваться учебной мебелью;
  • умение адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.).
  • умение передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Коммуникативные учебные действия
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
 
  1. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Тематическое планирование
 

п\п
Разделы Содержание раздела
1 Невербальная коммуникация (39 часов)
  1.  
Базовые коммуникативные функции Привлечение внимания. Формировать умение привлекать к себе внимание взрослого эмоционально окрашенными возгласами, мимикой, движениями с целью начала взаимодействия.
Принятие/согласие. Отклонение/несогласие. Формировать умение осуществлять принятие/отклонение действий взрослого в значении «Приятно»/«Неприятно». Учить доступным (социально приемлемым, дифференцированным в последующем) способам выражения принятия «Да» и отклонения «Нет».
Просьба/требование. Формировать умение требовать повторения или продолжения, прекращения или завершения действий (занятия). Активизировать коммуникативные сигналы, свидетельствующие о желании ребенка продолжать выполнение приятных ему действий в значении «продолжать», «еще», «больше»; неприятных действий «больше не надо», «стоп». Активизировать коммуникативные сигналы «требования» присутствия разговаривающего и (или) жестикулирующего или напевающего песенку взрослого. Учить требовать, выражать потребность в услугах и помощи взрослого.
Социальная ответная реакция на обращения собеседника. Вызывать интерес к общению с взрослым. Формировать понимание направленности реплик взрослого; отклик на свое имя, на запрет; предвосхищение действий взрослого в повторяющейся последовательности.
Запрос информации. Формировать умение проявлять интерес к взрослому.
Социоэмоциональные навыки.
Выражение комфорта/дискомфорта.
Выражение эмоциональных состояний. Формировать умение выражать радость, грусть, гнев.
Навыки просоциального поведения.
Диалоговые навыки:
  1.  
Внимание Слушание Продолжать стимулировать интерес к частям собственного тела в рамках личностно-делового (ситуативного) общения с взрослым. Вызывать интерес к игрушкам и предметам в контексте предметного общения.
Продолжать содействовать установлению и удержанию зрительного контакта с говорящим и (или) жестикулирующим взрослым; сосредоточению внимания на партнере по диалогу (например, прерывание активности, чтобы уступить взрослому, когда наступает его очередь).
Содействовать зрительному сосредоточению на предметах и личных фотографиях (фотографиях членов семьи), узнаванию себя и близких на фотографии.
Активизировать указывание взглядом, рукой, пальцем на людей, предметы.
Учить распределять внимание между взрослым и предметом при передаче предмета от взрослого к ребенку и наоборот; между 2—3 предметами в составе календаря («распорядка дня», «визуального расписания»).
Активизировать интерес к рассматриванию с взрослым фотоальбомов «Наш малыш», «Моя семья», «говорящего фотоальбома»; к звучащим игрушкам, слушанию потешек, стихов, песенок.
  1.  
Имитация
Соблюдение очередности
Содействовать подражанию эмоционально-тактильным, жестовым и вербальным способам взаимодействия с партнером по коммуникации. Учить подражать предметным (пить, умываться, рисовать, говорить по телефону и т. п.), соотносящим (доставать игрушку из мешочка, прятать ее в ладошку, закрывать коробочку крышкой, вставлять в прорези фигурки), орудийным и предметно-игровым действиям («Мишка топает по лесенке», «Покатаем зверюшек») взрослого; элементарным артикуляционным движениям.
Формировать понимание очередности действий; умение соблюдать очередность; при выполнении действий со звучащими игрушками. Содействовать поочередному с взрослым выполнению какого-либо действия из собственного коммуникативного репертуара. Активизировать коммуникативные сигналы, свидетельствующие о соблюдении очередности в игре (ждет, пока взрослый совершит действие в свою очередь).
  1.  
Понимание
Ответы на коммуникацию
Формировать понимание значения тактильно воспринимаемых символов предметного календаря («распорядка дня», «визуального расписания»); последовательности из двух действий «сначала потом». Учить соотносить предмет-символ с той или иной деятельностью в режиме дня.
Формировать понимание, что жест обозначает конкретный, знакомый предмет или действие и т.д.
Содействовать пониманию значения указательного жеста взрослого. Учить доступному способу «указывания» на себя (личную фотографию), (фотографию) взрослого и предметы в ответ на вопрос: «Где …?». Содействовать пониманию поисковых вопросов в отношении как минимум пяти частей тела; поиску названных (показанных) взрослым частей собственного тела (в зеркальном отражении), тела сидящего напротив человека; на образной игрушке и их жестовому указанию по просьбе как минимум двух разных людей.
Способствовать жестовому (словесному) обозначению близких взрослых, предметов, бытовых действий в ответ на вопросы «Кто (что) это?» и комментарии, например: «Кто к нам пришел?
  1.  
Применение коммуникативных навыков — Диалог Удовлетворять потребность ребенка во внимании и ласке. Способствовать появлению потребности ребенка в сотрудничестве; формированию навыков поддержания и организации предметного общения с взрослым. Активизировать использование взгляда с целью выбора «собеседника» и вовлечения его в общение.
  1.  
Просьба/требование. Формировать умение инициировать обращение, ориентированное на получение пищи, предмета (игрушки), большего количества пищи (игрушек) в виде приближений к взрослому, протягивания к предмету руки с раскрытой ладонью (жест «Дай!»), требовательного крика; протягивания к предмету руки с раскрытой ладонью (жест «Дай!») + требовательного крика и призывного взгляда. Формировать умение просить (требовать) желаемый предмет (игрушку), который находится на расстоянии вне пределов досягаемости ребенка; активизировать соответствующие коммуникативные сигналы (например, смотреть на взрослого или тянуться к игрушке, как бы призывая помочь достать ее). Формировать умение просить об оказании услуги тем или иным человеком (например, издавать громкие звуки возле лошадки-качалки до тех пор, пока взрослый не посадит на нее). Активизировать коммуникативные сигналы в надежде требования действий при реализации стратегии «Прерывание действия», требования отсутствующего предмета (игрушки) при реализации стратегии «Чего-то не хватает».
  1.  
Выбор. Формировать умение осуществлять выявляемый взрослым выбор продуктов питания, игрушек, активности при реализации техники «партнерского сканирования» в ответ на словесное и (или) жестовое обращение: «Хочешь яблоко?», «Ты хочешь яблоко?», «Хочешь играть?» и т. п.
  1.  
3anpoc информации Формировать умение спрашивать об объекте, человеке (например, брать предмет в руки и протягивать взрослому в ожидании ответа).
2 Вербальная коммуникация (15 часов)
  1.  
Подбор нужных этикетных и речевых формул приветствия и прощания, знакомства, извинения, просьбы
  1.  
Предоставление информации. Формировать умение сообщать о случившемся за время отсутствия взрослого (что-то сломалось или упало); сообщать что-то, касающееся совместного занятия с взрослым (например, указывать на картинку «грузовик» и произносить «би-би» в значении «Посмотри на это!»); называть предметы (людей) в ответ на вопросы «Что это?», «Кто это?» (например, указывать на фотографию предмета или человека); определять принадлежность собственных вещей.
  1.  
Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций с использованием вербальных и невербальных средств (14 часов)
  1.  
Прогнозирование речевой ситуации (рассматривание рисунков/пиктограмм).
Проигрывание ситуаций из реальной жизни
Всего: 68 часов
 
        Литература:
  1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ школы № 439
  2. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦЦК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.
  3. Горудко, Т. В. Визуальное расписание как средство обучения дополнительной и альтернативной коммуникации лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития, Специальное образование,  2009, № 6. С. 37—41.
  4. Горудко, Т. В. Руководство к применению персонифицированного словаря картинных символов коммуникации: учеб.-метод. пособие / Т. В. Горудко; под ред. Н. Н. Баль. Минск: БГПУ, 2009
  5. Елисеева Е.Н., Рудакова Е.А., Истомина О.В.
  6. Диагностический материал и методические рекомендации для проведения психолого-педагогического обследования детей с выраженным нарушением интеллекта, ТМНР при разработке специальной индивидуальной программы развития (СИПР). / под ред. А.М. Царёва. Псков: ЦЛП, 2018
  7. Жигорева, М. В. Особенности формирования коммуникативных навыков у детей, имеющих множественные нарушения в развитии, на начальных этапах обучения / М. В. Жигорева // Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие / М. В. Жигорева. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2008
  8. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы /под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: ВЛАДОС, 2010.
  9. Полифункциональная интерактивная предметно-развивающая среда – современная среда развития детей: Сборник материалов Межрегиональной научно практической конференции с международным участием. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2013. – 132с.
  10. Рабэ, З. Коммуникация и развитие коммуникативных способностей детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития / З. Рабэ // Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: пособие для педагогов и родителей / С. Е. Гайдукевич [и др.]; под ред. С. Е. Гайдуке вич. Минск, 2007
  11. Смычек, А. Вспомогательные способы коммуникации обучение и развитие навыка / А. Смычек, Й. Швец // Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью: учеб. пособие / М. Пишчек [и др.]; под ред. М. Пишчек; пер. с польск. СПб., 2006
  12. Худенко Е.Д., Кальянов И.В. и др. Современные коррекционные технологии в работе воспитателей, социальных педагогов, психологов с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детских домах-интернатах и реабилитационных центрах. М.:2007. – 288с.
  13. Царев A.M. Организация обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития в Псковском центре лечебной педагогики // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2011. № 4.
 
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
  1. Зеркало
  2. Иллюстративный материал по лексическим темам
  3. Кукла дидактическая
  4. Кукла-голыш
  5. Муляжи фруктов и овощей
  6. Мыльные пузыри
  7. Набор «Посуда детская»
  8. Книги музыкальные
  9. Колокольчик
  10. Рамки вкладыши Монтессори
 
 
Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете:
  • http://www.twirpx.com - электронная библиотека;
  • http://logopsi.ucoz.com - сайт «Логопедия. Дефектология. Психология»;
  • http://ARASAAC.com – сайт с материалами для занятий и большим выбором средств АДК, коммун

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»